понедельник, 30 марта 2015 г.

А. И. Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ". Часть первая

В этой части рассказывается о том, как и за что люди попадали в тюрьму. Как проходило следствие и содержались арестованные. Приводятся судебные процессы с множеством узнаваемых фамилий…



Не хочу и не буду писать свое личное мнение о написанном…  Есть люди, которые верят автору, есть, которые не верят, есть – и вовсе ругают и отвергают написанное.

Однако утверждать, что этого страшного, темного, жестокого периода в нашей истории не было невозможно. Как не сомневайся и не верь, а до сих пор доходят свидетельства тех событий.

Я лично к истории отношусь очень неодназначно. Особенно, когда говорят, показывают и пишут без документального подтверждения. И понятно мне, что не сохранились миллионы бумаг, тем более о мрачных периодах, но все же я ставлю под сомнение недоказанные факты.

Плюс такое мое отношение обусловлено еще тем, что исторические события легко могут быть писаны-переписаны так, как это угодно в то или иное время.

Возвращаясь к первой части книги, хочу написать, за что же получил свой срок автор. Процитирую:
«Мы переписывались с ним во время войны между двумя участками фронта и не могли, при военной цензуре, удержаться от почти открытого выражения в письмах своих политических негодований и ругательств, которыми поносили Мудрейшего из Мудрейших…»
«Но беспощадней: уже год каждый из нас носил по экземпляру неразлучно при себе в полевой сумке, чтобы сохранилась при всех обстоятельствах, если один выживет, - «Резолюцию №1», составленную нами при одной из фронтовых встреч. «Резолюция» эта была – энергичная сжатая критика всей системы обмана и угнетения в нашей стране, затем, как прилично в политической программе, набрасывала, чем государственную жизнь исправить и кончалась фразой: «Выполнение всех этих задач невозможно без организации».
«А к тому прилегали и фразы переписки – как после победы мы будем вести «войну после войны».

И вот после приведенных мною цитат, хотелось бы узнать Ваше мнение:  было за что или не было?

Ужасающие, жесточайшие вещи описывает Солженицын. Изощренные методы пыток, голод, паразиты… Просто невозможно поверить, что это проделывали ЛЮДИ с ЛЮДЬМИ!

И пусть пишет он о жестокости других: пытавших, унижавших арестантов. И пусть задается он вопросом, а что было бы, будь он на их месте… Но ведь несли же его чемодан другие арестованные! Люди, которые вернулись из немецкого плена! Ведь он-то – офицер! Вот ведь как, значит , других угнетать-то можно, а как сам попался – так все вокруг злые и бесчеловечно ведут себя. Хорошо, что автор упоминает о своих поступках по отношению к другим людям, стоявшим ниже по чину. Ведь благодаря этому формируется мнение об общем поведении общества того периода.

И ведь пишет же он об этом и выводы делает! Но пришло-то осознание к нему, когда его арестовали. А если бы нет? Если бы его не тронули? Если бы сложилось так, что сам попал бы в Органы, что было бы? Ведь задатки-то головокружения от власти были… И приводит он даже примеры, что сталось потом с его знакомыми, оставшимися на свободе.

Невероятно тяжело читать о миллионах загубленных, затравленных людей, молчаливо терпевших постигшую их судьбу! Неимоверно больно читать, что вытворяли люди, как бесчеловечно имели они возможность измываться над себе подобными!

Тяжело читалась у меня эта часть: голые факты, много цифр. Я часто сбивалась, путалась. Иногда казалось мне, что читаю я черновые записи, которые еще должны быть обработаны умелой писательской рукой и приведены в гладкий текст.

14 комментариев:

  1. Очень эмоциональный отзыв, но очень жаль, что не хотите поделиться именно своими мыслями. Все-таки это самое интересное. Я пока не готова читать эту книгу, но запоем читаю отзывы о ней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Боюсь, что лично мое мнение кто-то может не разделить и устроить жесткую дисскусию:)

      Удалить
  2. Я не читаю такое! Не могу. Видимо моя впечатлительность не дает. Так же не смотрю фильмы про войну. Я понимаю что это книга (фильм) но ведь все это было, и пусть в книге или фильме показано всего лишь виденье автора. Не могу! Может и зря. А ты молодец!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мне очень тяжело читать про страшные болезни...

      Удалить
  3. Ужас! Ты просто гигант! Я на такое наверное никогда не решусь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зря! Ты прочитываешь гораздо больше, чем вся эта книга :) Просто не замечаешь:)

      Удалить
    2. Это да, но я выбираю легкие книги :))

      Удалить
    3. Я тоже так хочу чего-нибудь легкого! Но мне вот чуть-чуть осталось совсем!:) Зато про легкие книги я мало что нахожу написать, а про Солженицына - море мыслей!:)

      Удалить
    4. Я тоже пишу отзывы не на все прочитанные книги, только на те, которыми хотелось бы действительно оставляют впечатление :)

      Удалить
  4. Не читала, но мысли посещали взяться. Теперь даже не знаю осилю ли...Спасибо за отзыв.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Осилить можно, но я больше месяца с этой книгой:)

      Удалить
  5. Я когда училась в университете, проходила курс политологии. Меня всегда именно эта дисциплина привлекала, хотя и она и непрофильная была. Так вот при подготовке к семинарам читала разные статьи, книги авторов, в т.ч. и Солженицына. Так вот у меня сложилось о нем негативное мнение. Мне он показался "скользким" человеком. Но это всего лишь мое мнение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, у меня тоже неоднозначное отношение к автору.

      Удалить
  6. читала это произведение - очень тяжелое!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...