среда, 29 апреля 2015 г.

А. И. Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ". Общие впечатления и мое мнение.



В конце книги автор описывает, в каких условиях приходилось писать ее. Но все-таки удалось ему сделать несколько редакций. И даже несмотря на это тяжело у меня шло чтение.

Часто было ощущение, что фразы писались с горяча, на эмоциях, и не думалось, как они будут для восприятия человека непосвященного. Поэтому мне приходилось иногда даже вслух читать, чтобы разобраться в потоке слов и понять смысл. Сложные аббревиатуры, которые постоянно встречались, непонятные, уже неупотребляемые, слова – все это добавляло сложность к восприятию книги.

Ставлю я под большое сомнение и некоторые приведенные факты. Никак моя логика не может совместить их.

Удивило меня, что страсти и ужасы всякие описываются о других людях. А у автора вроде все гладенько прошло… И даже немало везло ему моментами.

Сам факт, что ему сделали несколько операций, пока он в заключении был и не угробили, добавило мне сомнений в правдивости описаний лагерных больниц и персонала. Пишет он, что весь государственный аппарат работал на уничтожение зэков, не было лекарств и врачебной помощи… А потом получается, что операцию ему назначили, провели, на ноги поставили. Пусть и заключенные то были врачи, но были же. И на операцию ведь кто-то дал распоряжение, и на восстановление ведь кто-то дал время.

Да и местами то пишет автор, что голы и голодны были арестанты. А потом вдруг оказывается (во время мятежей и восстаний это особенно можно заметить), что у них чего только не было!

Не знаю, может это частные случаи все, редко встречающиеся. Может я что-то не допоняла. Но все равно даже эти крохи показывают, что добро малейшее было, что забота минимальная была.

Верю я и в жестокости различного рода, описанные в книге. Как же не верить, когда до сих пор встречаю людей, готовых разорвать друг друга на части за место в метро? А там представьте себе: в полной власти огромная масса заключенных, которым пожаловаться некому, и сидеть по 25 лет. И если попадает эта самая власть в руки к злым черным сердцам, то сомневаться в их зверствах не приходится…

Считайте меня жестокой, злой, глупой, но я порой удивлялась, когда в книге писалось, что политических сажали ни за что. Сам же автор приводит исторические примеры покушений, заговоров (многие из которых привели к свержению старой власти и утверждению новой). Так чему ж удивляться, что политических так резво сажали? Знали уже, чем пахнут их замыслы, не хотели рисковать, боялись новых сотрясений. Вероятно в общий замес попали и невиновные. Наверное, были случаи посадок и за глупости, и это несомненно ужасно.


В целом, на меня книга произвела тяжелое впечатление: и по описанному и по стилю писания. Но она заставляла постоянно анализировать события, историю. Что-то подвергать критике, с чем-то соглашаться. Абсолютно не жалею, что прочла ее! Даже рада, потому что давно не встречала произведение, заставляющее шевелиться мои извилины так часто и так энергично.

P. S. Однажды я уже пыталась прочесть эту книгу, но тогда у меня сломалась электронная книга:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...